Инвестиционный дом искусств
 
 






Удивительные изделия из батика. Тайны рождения произведений искусства на шелке.

Бензин, стеклянные трубы, и натуральный чистый мягкий шелк! Противоречивая композиция, неправда ли? Но именно так рождается шедевр в технике "холодный батик". Название какое-то магическое. Шелк соткан из противоречий. 

Батик - это красивейшая ручная художественная роспись по ткани, имеющая особенную технологию.

Поскольку подобная роспись по ткани занимает много времени и сил, плоды такого искусства в древности приравнивались к талисманам, их использовали в качестве подношения богам, в различных обрядах и ритуалах.

В переводной литературе встречаются и другие названия этой техники -  контурная техника или гутта-техника. Её отличительная особенность – наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку. Контурные линии могут быть как белые, так и цветные, и выполняются специальным резервирующим составом (клеевая смесь на основе натурального каучука и бензина), и наносятся  с помощью стеклянных трубочек. Функция  его состоит в том, что,  пропитывая насквозь ткань, резерв предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Ткань туго натягиваем на раму. Тонкий конец стеклянной трубочки опускаем в ёмкость с резервом и через широкий конец втягиваем резерв внутрь трубочки примерно до половины объёма круглого резервуара.

Нанесение резерва на ткань – это самый ответственный и кропотливый этап работы в холодном батике. Держать трубочку в руке надо так же, как карандаш, кисть руки и предплечье не должны напрягаться.
Безусловно, на первом этапе освоения техники холодного батика сложно добиться идеально ровных линий – это вопрос времени и опыта. Главная  задача при нанесении резерва  - не допускать появления ни малейших пропусков и зазоров. Там, где прерывается контурная линия или стыки между линиями прорисованы нечётко, в дальнейшем, при заливке краской образуются  растёки, нарушающие рисунок.

После выполнения работы из трубочки выдувают остатки резерва и промывают её, втягивая внутрь несколько раз бензин. Нанесённый резервом рисунок должен полностью просохнуть. Высыхая, нанесённый на ткань резерв становится матовым и более светлым, неокрашенный резерв после высыхания почти невидим.

 После полного высыхания резерва можно приступать к непосредственной заливке цветом.  Для этого используют специальные красители, которые наносятся с помощью круглых мягких кистей из натурального волоса.

Начинать роспись в холодном батике следует со светлых тонов – это позволит исправить возможные огрехи в работе, перекрыв их более тёмным цветом. Главное - следить, чтобы краситель не выходил за пределы контура. Те участки росписи, которые должны остаться белые или наиболее светлые до нанесения краски следует увлажнить водой с помощью кисти.

Очень красиво смотрятся растяжки цвета от светлого к тёмному. При необходимости можно высветлить участок, покрыв его спиртовым раствором. Использование этих приёмов придаёт росписи большую живописность и глубину.

В холодном батике  применимо использование соли и мочевины для обогащения фактуры росписи. Можно  полностью залить фрагмент росписи одним цветом, а можно использовать переход цвета в другой цвет. Нужно не бояться пробовать и экспериментировать – только так можно понять поведение краски, выработать навыки качественной росписи, найти свою манеру работы в холодном батике, свой почерк.

Вот так, с трепетом и любовью, в ювелирнейшей и кропотливой технике холодного батика создаются уникальные и неповторимые шелковые изделия!